И когда массажист стал отдирать пластырь, вены по всей ноге тут же вздулись, как переполненные водой шланги. Я испугался: как Нуриев может проделывать ТАКОЕ с собственным организмом. А он лишь махнул рукой: «А, пустяки, все нормально!» Остановить его танец смогла лишь смерть.
Ролан Пети: «Главное — это любовь. И деньги»
Зачем она это делает?! Если бы она просто вышла на сцену, встала в позу, показала красивые ноги, качество балетной работы, свой ум, это было бы гораздо лучше. Не обязательно крутиться на голове, чтобы потрясти зрителя. Если бы я был ближе знаком с ней, то посоветовал бы: «Сделай два-три тура — этого достаточно!» Потому что дальше начинается цирк! Ты сидишь и думаешь: «Господи! Только бы не упала!»— Сейчас многие художники в литературе, в кино увлеклись созданием иной реальности — звездные войны, Гарри Поттер и пр.
Но Ролан Пети все-таки приехал в Москву. Сначала с балетом «Пиковая дама» с Николаем Цискаридзе и Илзе Лиепа в главных партиях. В минувшее воскресенье в Большом театре состоялась премьера его нового балета — «Собор Парижской Богоматери».
После чего говорит (говорит! в балете!): «Ах, как хорошо заниматься любовью со спящим мужчиной». Какое отношение все, происходящее на сцене, имеет к танцу?!У классического балета сегодня одна проблема — отсутствие хореографов.
В первую очередь вспоминают Виктора Гюго, Бальзака — всех, кто творил века назад. Но попробуйте мне назвать хотя бы одного из современных французских писателей! А ведь у нас и сегодня есть великие писатели. Мишель Турнье, к примеру. Прекрасный писатель. Или Маргарита Урсенар, которая умерла 20 лет назад. Кто в мире знает эту очень талантливую писательницу?
Кто же гений?
— ЕСТЬ ЛИ какая-то связь между деньгами и талантом? Можно ли считать гениальной вещь, которая имеет коммерческий успех?
— Я думаю, все зависит от удачи. Какие-то люди сумели создать действительно шедевры и при этом смогли заработать кучу денег. Пикассо, к примеру. А Ван Гогу, который был не менее талантлив, в конце своей жизни нечем было заплатить за электричество, и умер он в полной нищете. Единого правила нет.
— А в вашем случае?
— Признаюсь: я обожаю деньги! А кто не любит деньги? Все любят.
Но, безусловно, ее коснулся гений, потому что перед камерой она преображалась. А еще — она умерла молодой. Для звезды это хорошо — это помогает стать знаменитой (смеется). Надо умереть либо очень молодым, либо очень старым.
К сожалению, мы не можем точно сказать, что такое гений, где он скрывается в человеке. Та же Мэрилин Монро. Я работал на студии «Метро-Голдвин-Майер» с Фредом Астером в то же время, что и Мэрилин Монро.
— Я думаю, что Нуриев был очень счастливым человеком. Он просто заболел и рано умер. Он был одержим танцем. Однажды я спросил его: «Тебе не кажется, что нужно работать немного меньше?» «Нет, — сказал он. — Здоровьем я займусь потом. А пока буду танцевать».
Однажды после спектакля я зашел к нему в гримерку. Нуриев снял трико, в котором танцевал на сцене, и я увидел, что у него все ноги сверху донизу залеплены пластырем.
День рождения: 13.01.1924 года
Место рождения: Виллемомбль, Сена — Сен-Дени, Франция
Дата смерти: 10.07.2011 года
Место смерти: Женева, Франция
Гражданство: ФранцияРОЛАН ПЕТИ — личность легендарная. И не только в мире балета.
Но все равно самым главным для меня остается не мой банковский счет, а те балеты, которые я буду ставить.— Многие талантливые люди дорого заплатили за то, что взошли на вершину Олимпа. Тот же Нуриев — ранняя смерть, несчастливая личная жизнь. И так — многие и многие… Они выдумывают проблемы, конфликты. Хотя в реальной жизни у реальных людей ни конфликтов, ни проблем меньше не стало. Но художники их почему-то не замечают. Она была разочарована моими манерами: «А я думала, что французские мужчины всегда целуют женщинам руки». Потом несколько раз мы встречались в студийной столовой, и вне экрана она была такая простая, такая скромная, но при этом светящаяся, как солнышко. Она не была самой красивой в Голливуде — можно было найти женщин гораздо красивее, чем она. И ни в каких фильмах, которые потрясли бы основы кинематографа, не снялась.— Но ведь говорят: «Талант всегда должен быть голодным».— Я в это совершенно не верю. Знаете, мне много лет. И денег у меня достаточно.
Такой балет нам не нужен
— ЕСТЬ мнение, что авангардный балет прославляют те, кто поленился или кому не хватило таланта выучить классический танец. Вы согласны?
— Я хочу рассказать вам про один балет, он сейчас идет во Франции, в Париже. Это, как гласит программка, авангардный балет. Но Григорович уже в таком же возрасте, что и я. А где молодые? Где?!— Одна из опасностей, которые подстерегают балет, — увлечение спортивной стороной танца. И на сцене начинается соревнование: кто выше прыгнет, кто сделает больше пируэтов.— Несколько лет назад вы говорили, что хотели поставить балет на русскую тему. И поставили «Пиковую даму» Пушкина. Почему, как только речь заходит о России, все сразу вспоминают исключительно литературу ХIХ века — Толстого, Достоевского, Пушкина? А ведь у нас был и ХХ век с не менее сильными писателями.— Абсолютно то же самое происходит, когда русские, англичане, немцы — да кто угодно! — начинают говорить про Францию.
Все молодые говорят: «О, современным балетом так легко заниматься! Лучше я буду ставить модерновые танцы». Классических же хореографов в истории балета никогда не было много — Петипа, Иванов, Баланчин, Фокин…
Кто сегодня остался из мэтров? Юрий Григорович. Называется он «Храпеть». И музыка состоит из записи храпа спящего человека. Луч света на темной сцене высвечивает мужчину, он, по всей видимости, спит. Верхом на нем сидит женщина и совершает характерные телодвижения.
Не превратится ли через несколько лет балет в спорт?
— Да, такое возможно. Но это будет жуть! На днях я посмотрел в Большом «Лебединое озеро» со Светланой Лунькиной в главной роли. Она крутит фуэте — одно, второе, десятое. Работами Пети восхищались и в Голливуде, где он ставил танцы Фреду Астеру, и в крупнейших театрах мира. Он дружил с Рудольфом Нуриевым, водил знакомство с Марлен Дитрих и Гретой Гарбо, работал с Михаилом Барышниковым и Майей Плисецкой. С НАШЕЙ страной у хореографа отношения сложились не сразу: в 60-е тогдашний министр культуры Фурцева категорически запретила Пети привозить в Москву его балет по стихам Маяковского.
Она снималась в одном довольно средненьком фильме, названия уже и не вспомню: «7 лет богатства» — что-то наподобие этого. И все недоумевали, глядя на нее: что ж такого нашел в ней продюсер, почему вокруг нее раздули такой ажиотаж? Лично я общался с ней всего один раз. Она мне протянула руку для поцелуя, но я лишь пожал ей ладонь. Почему?
— А может, они не художники? Для меня подобного искусства не существует — это просто высокое развитие техники и яркие картинки.
Когда мои друзья говорят: «На выходных я отвез детей в Диснейленд», — я не понимаю их восторга. Вы бы детей в зоопарк отвезли — они бы посмотрели, как там живые мартышки по веткам прыгают. Это же намного лучше!
— Кажется, Бальзак сказал, что писать имеет смысл только про смерть и про деньги, потому что только это по-настоящему интересует людей. А какое чувство в этот список добавили бы вы?
— Я думаю, самое главное на свете — это любовь. Во всех ее проявлениях — к детям и жене, к любовнику или любовнице, просто ко времени, в котором вы живете.