Национальные ответы. Геоэкономика Беларуси: 2007 - 2008

Опубликовано: 25.08.2012

Конец 2007 г. и начало 2008-го стали очень интересными для пони¬мания векторов «национального ответа» белорусской экономики. Это первые признаки «ответов», и важно понять, есть ли признаки адаптации к новым ситуациям? Есть ли адекватные ответы?
Что-то изменилось по итогам года в нашей внешней экономике. Или изменилось, но не настолько, чтобы волноваться. А тревоги хватает. Стоит перекрыть кран на нефтяной трубе, и мы окажемся в новой ситуации. Причем довольно неприятной. Но пока этого не произошло.
Российские политические элиты решили «не давить». Играть с нами более осторожно.
Главный фактор внешней торговли - нефть и продукты ее переработки. В 2007 г. объемы поставок нефтяного сырья в Беларусь составили 95,8% от уровня 2006 г. Понятно, что не все 100%, но, учитывая общую динамику и конфликтную ситуацию в самом начале года и понимая, что российские экспортные пошлины скажутся на нефтяной ситуации, представить иное было бы трудно. Но и 20 млн. т для нашей страны цифра неплохая. Совсем еще недавно мы покупали 10 -
11 млн. т российской нефти, и тогда тоже было неплохо. И экспорт развивался, не такой прибыльный, но свой.
В остальном сохраняется преемственность геоэкономических векторов. Наша диспозиция во внешнем экономическом пространстве стала более или менее ясной уже в начале нового столетия. Тогда произошла переориентация векторов экспорта в пользу ЕС. Суть проста, и она хорошо расшифровывается на представленной диаграмме.

Что называется, мы нашли самих себя, и внешний рынок нашел нас. Два главных экспортных поля - ЕС и Россия. В основном поку­паем нефть в России и успешно продаем продукты ее переработки в ЕС. Силами всего двух больших заводов, которые пока находятся в государственной собственности. Нидерланды купили у нас нефтепро­дуктов на $4236 млн. «По документам» в Великобританию было отправлено нефтепродуктов на $1432 млн. Где и кого заправляют бело­русским топливом - задача далеко не простая. А интересно было бы знать, «кого»?

Вообще, внешняя экономика может дополнять внутреннюю, что получается у очень больших стран. Либо внешняя экономика является стратегическим фактором развития страны. Это имеет непосредствен­ное отношение к Беларуси. И вот здесь, в этой сфере, в 2007 г. были получены новые результаты. Что же существенно важно?

Неприятность - рост негативного чистого экспорта. Пошел разви­ваться дисбаланс с Россией. Продали своей продукции на $8,8 млрд., а купили в России на $17,2 млрд. Кстати, возможно, со следующего года Россия будет продавать нефть и газ за рубли. Новый президент высказался по этому поводу именно таким образом. А рублей мы зара­батываем мало. Нужно думать о том, как изменить диспозицию про­даж экспортных товаров именно в Россию, где рынок пока развивающийся и выгодный для нас.

Компенсируя дисбаланс с Россией, мы неплохо торговали с ЕС. По итогам года ЕС вообще стал главным покупателем белорусской продукции. Доля в 43,8% становится доказательным аргументом, что мы евроцентристская страна. Даже становимся в этом отношении более европейскими, нежели были 5 - 7 лет тому назад.

При этом нужно учитывать, что мы вообще охотнее покупаем, чем продаем. Поставляем продукцию в 142 страны мира, а покупаем в 162. Практически завозим все, что производится на планете. ООН ведет замеры экономики по 177 странам, а мы не только абстрактно их учи­тываем, но и конкретно покупаем продукцию этих стран. Если хотите, то в этом и заключается универсализм белорусской экономической системы. Открытая экономика не только для продаж, но и для поку­пок. Правда, интенсифицировать выгоды мировой экономики мы не хотим. Под предлогом защиты своего производителя. Поэтому и остав­ляем собственное население без значительной части недорогих и конкурентных товаров.

Стоит привести несколько «кейсов» внешнеторговых результатов. Например, в 2007 г. завезли из Бельгии всего на $5 млн. мяса домаш­ней птицы. Оно обошлось совсем недорого - по 75 центов за килоз грамм. Вот только на прилавках это «чудо в перьях» по Бг1630 так и не появилось. Пусть даже по Бг2 тыс., но как бы радовались пионеры и пенсионеры. Или охлажденная и даже свежая свинина из Г ермании по $2,48 за кило. Это Бг5336, что выгодно и даже очень. Добавим тор­говую наценку в 10% - получается Бг6 тыс. за килограмм. А вкус немецкой свежей свинины, а аппетитность ее какова! Никаких виз и разрешений, страховок и консулов. И белорусам не нужно отправ­ляться в Мюнхен, чтобы отведать баварских свиных ножек с капустой.

Примеров можно и нужно приводить много. Это же наше преиму­щество. Использовать специфику мировой и региональной эконо­мики. Теорию сравнительных издержек производства, которая явля­ется основой эффективной экономики. У нас и в любой другой стране мира.

Таким образом, наш экспорт товаров на $24,4 млрд. стал основой роста экономики в 2007 г. По $2 млрд. в месяц мы научились прода­вать на внешних рынках. Это хорошо, но главное - впереди. Нам вполне по силам цифра в 30 млрд. годового экспорта только товаров. Если никто не будет мешать, а прежде всего сами себе, то через год так и получим. Ведь в 2007 г. на 23,3% свой экспорт увеличили. При таких темпах прироста получим все 30 млрд. к началу будущего года. А это уже серьезный результат.

И начало 2008 г. удивило всех. Неожиданно удивило: только за первые 2 месяца прирост экспорта составил 78%. И это на фоне удиви­тельно слабого, по известным причинам, прошлогоднего старта, когда увеличение объемов белорусских продаж за рубежом было очень небольшим - всего 2,4%.

Если благоприятный тренд экспортного роста начала года сохра­нится, то страна имеет реальные шансы экспортировать и более чем на $30 млрд. собственной продукции, что дает шансы на решение проб­лем поддержания экономической динамики стимулирующей полити­кой внешнеэкономической активности.

При новой конфигурации экспортных потоков особое место в последние годы занимает экспорт в государства европейского интегра­ционного образования. Именно ЕС является стратегическим направле­нием для экономической политики страны. Что, кстати, не поддержи­вается общей политической линией белорусского руководства. Точ­нее, старые стереотипы о Западе и его роли мешают осуществлению новой, демократически ориентированной политики в самой Беларуси.

Но в последние месяцы наблюдается и попытка ввести иные дирек­тивы для исполнительной власти в разработке «европейской темы». Что и как из этого получается, заслуживает специальной оценки.