Год рождения: 1944
Гражданство: Нидерланды
Триумф света и тени
Современный голландский художник, создающий светотеневые скульптуры. Работы Вигмана просто поражают воображение – из казалось бы ничем не примечательной кучки непонятных и весьма расплывчатых предметов вдруг появляется настоящий шедевр – тень на стене.
Дит Вигман начал свои эксперименты с тенями еще в 1980-х, и именно он вдохновил на работу со светотенями и других художников, вроде Тим Нобл (Tim Noble) и Сью Вебстер (Sue Webster).
Они словно напоминают, как ничтожно мала грань между красотой и уродством. Изобретательность же художника поражает – невольно начинаешь думать: пожалуй, и я смог бы создать нечто такое. Впрочем, за кажущейся простотой световых скульптур стоит огромная работа – каждая деталь здесь выверена, каждый лучик света направлен именно туда, куда следует. Так и рождается искусство проекции теней, которое вызывает восхищение и удивление и заставляет много о чем подумать.
Есть среди его работ Сизиф, катящий в гору камень, а также стулья - реминисценция работы Сальвадора Дали (Salvador Dali).Удивительно, насколько большую часть работы создает в искусстве Дита Вигмана правильный свет – если сдвинуть угол освещения даже совсем немного, то картина как будто растворится, и непонятная груда предметов, напоминающая мусор, отбросит на стену настолько же непонятную тень.Впрочем, именно своей зыбкостью и эфемерностью и интересны работы Вигмана.
Вот на стене видна знаменитая статуя Венера Милосская, вот Атлант, держащий на плечах земной шар, следом мы видим знаменитую статую Давида, а вон и Майкл Джексон и его знаменитая Лунная походка. Ожерелье в футляре при направленном на него свете лампы отбросило на стену значок $, а блюдо с остатками пищи в итоге превратилось в проекцию земного шара и континенты.Примечательно, что до того, как вспыхнет свет, и на стену ляжет тень, предсказать, что это будет, совершенно невозможно. Так, собственно скульптуры никаким образом не передают их теней.
Если смотреть на скульптуры Вигмана как на объекты, то они покажутся по меньшей мере странными – это просто довольно беспорядочный набор чего-то, иногда даже простого мусора. Но вот когда на все это падает правильно направленный свет, то на стене появляется тень, и вот эта тень собственно и является произведением искусства. Так, именно тени на стене и создает Дит Вигман, и именно за эти тени и следует оценивать его талант.