Управляемые цены и инфляция

Опубликовано: 28.08.2012

Новой страницей в истории экономической политики Беларуси в условиях развития внешнего ценового шока является антиинфляцион­ный парадокс. За 7 месяцев 2007 г. индекс изменения потребительских цен составил всего 4,1%. И это после двукратного повышения тари­фов на газ, что было невиданным экспериментом в мировой эконо­мике. Чего все боялись и чему все удивлялись. Но 4% ценового при­роста? Непривычно мало, что удивляет зарубежных аналитиков. Что же происходит, как это назвать? Наш парадокс можно назвать особен­ностью ситуации торможения роста цен при небывалом увеличении тарифов на газ, росте внешних цен. Плюс к этому то, с чем не могут справиться десятки развитых рыночных стран. Сбалансировать рост заработной платы внутри страны с внешней ценовой конкурентоспо­собностью.
Каждый из факторов инфляции мощно воздействует на экономи­ческую ситуацию в Беларуси. Главный фактор - цены на ресурсы, внешние факторы инфляции. В 2007 г. энергетические цены создают новые реалии. Точно так же эти реалии воплощаются в ценовые пока­затели внутреннего рынка. На внешний мы стратегического влияния оказывать не можем. Мы - малая открытая экономика, которая не может влиять на мировые цены. И даже на региональные.
Возникает казусная ситуация. Внешнее давление на цены высоко как никогда. Да и внешние цены в нашей малой открытой экономике должны с неизбежностью конвертироваться в аналогичные внутрен­ние цены. Но субъективно правительство и денежные власти против роста цен. Против сбалансирования внутренних и внешних цен? Полу­чается, так. Но бороться с объективной экономикой - как бороться с ветряными мельницами. Кто-то это понимает, кто-то не хочет даже вникать в данное существо проблемы. Да, такой веер представлений - это наше собственное экономическое «эго».
То, что цены растут, никого не удивляет. Более того, население Беларуси имеет уникальный опыт жизни в самых высоких и сложных инфляционных условиях на постсоветском пространстве. Это ценно, так как позволяет спокойно относиться к инфляционной составляю­щей нашей жизни.
В 2007 г. цены растут более низкими темпами, чем пяток-другой лет тому назад. Но дело не в величине инфляционных параметров, а в соотношении темпов инфляции. Именно в этой ситуации мы стали нечувствительными к сегментной инфляции. Она весьма характерна для экономического самочувствия страны и ее населения.
В чем же дело? Когда с 2000 г. общая инфляция стала быстро сни­жаться, это создавало благоприятную психологическую атмосферу. В целом. Но по самому перспективному сегменту рынка - недвижимости и квартирам - были отмечены ударные темпы роста цен. Фан­тастический рост. Именно 1999 г. был концом низких цен на квар­тиры. Затем ускоренный рост, и в 2007 г. цены дошли до $2 тыс. за 1  кв. м. По разным категориям квартир рост в пределах 6 - 10-кратной величины.