Цена экономической независимости Беларуси

Опубликовано: 26.08.2012

На рынке все имеет цену. В том числе и экономическая самостоя­тельность Беларуси. В прямом и косвенном виде. Более 15 лет усилия белорусской политической номенклатуры старого и нового типа направлялись на получение дешевых ресурсов из России. Такая поли­тика удержания у власти за счет положительных экстерналий сосед­ней страны привела к патерналистскому типу экономического и соци­ального поведения населения и организации экономической и социаль­ной жизни.
Сначала цифры казались скромными. Около 10 лет с начала созда­ния суверенной Беларуси в 1991 г. цена такого внешнего финансирова­ния была относительно невысокой - $1 - 1,5 млрд. в год, что спокойно выполнялось политическими кругами России. Со своей стороны, бело­русские политики, включая Лукашенко, старались демонстрировать лояльность России. Часто это делалось в сочетании с действитель­ными чувствами и политическими симпатиями. С учетом контекста истории, совместной и неразделимой. Естественно, в прошлом, хотя фантомные представления об этом остались и в настоящее время.
К 2006 г. цена удержания Беларуси в рамках геополитических интересов России стала весьма значительной. Измерения могут отли­чаться в зависимости от выбора региональной взвешенной цены на газ. Это действительные варианты цены независимости, которые отли­чаются спецификой жесткости позиции России.
Можно составить, к примеру, три основных, или базовых, вари­анта расчета внешнего субсидирования Беларуси со стороны России. Подчеркнем, что эти расчеты имели реальное значение на 1 января 2007 г. После этой даты размеры оценок, естественно, меняются. С другой стороны, объемы поставок также являются изменяющейся величиной. В 2000 г. Беларусь импортировала всего 11,9 млн. т нефти, а в 2005 г. - 19,2 млн. т. Это весьма показательно. Г аз покупали в основ­ном как топливо ддя внутреннего потребления, и динамика его поста­вок менее вариативна. В 2000 г. Беларусь закупила 17,1 млрд. куб. м газа, а в 2005 г. - 20,1 млрд. Подчеркнем, что и газ, и нефть покупали только в России. Диверсификации поставок не было, что называется, по определению.
Понятно, что есть и другие расчеты, что было продемонстриро­вано В. Путиным в ряде интервью и выступлений. Можно исходить из значений величин таблицы, которая представлена выше. Так, с учетом оставляемых Беларуси 30% суммарной величины экспортной пошлины в третьем варианте к газовой субсидии $4440 млн. нужно добавить $756 млн. на оставляемую в Беларуси часть в виде 30% экс­портной пошлины.
Это составляет $5196 млн. К ним можно добавить скрытые субси­дии в форме цен на военную технику и запчасти и другие компоненты расчетов с Беларусью. Понятно, что покупать боевые самолеты по $35 млн. или запасные части для них мы никогда не сможем. Это нужно учитывать. Есть и другие статьи взаимных расчетов. Но по нефти и газу ситуация поддается расшифровке, верификации.