Аграрники шагают впереди

Опубликовано: 28.08.2012

Наш «сельский час» давно пробил. Удивительно сильным явля­ется аграрное лобби, причем что 10-15 лет назад, что и сейчас. Трудно представить, чтобы в какой-то другой отрасли (химической, культуре) каждый субъект хозяйствования должен был построить для своих работников четыре - пять коттеджей за счет государства. И пере­дать их не только в пользование, но и в собственность. Не сразу, но принципиально. При этом дом обходится по минимуму в $60 - 80 тыс., что можно считать хорошим подарком. Особенно для молодых специалистов.
Фантастика, если учесть, как достается жилье среднему белорусу. Сельское хозяйство всегда обходилось примерно во столько, сколько «стоило» косвенное финансирование всей Беларуси со стороны Рос­сии, - $1 - 1,5 млрд. в год. Теперь мы этого лишились, что подталки­вает к собственным действиям по сокращению, а затем отказу от суб­сидирования сельского хозяйства.
Это главный вопрос. Кто и как будет финансово обеспечивать наши колхозы и совхозы, которые являются динозаврами экономичес­кой истории социализма и от которых никто в Беларуси не отказыва­ется. Вариантов много. Принцип прост: не навреди.
Организационная и экономическая форма не должна быть канони­ческой или очень передовой. Фермерство уважаемо в США, где в XIX в. 90% населения было фермерами. У нас тоже были и есть фермеры. Это директора совхозов и председатели колхозов. Они и стали в свое время «гроссфермерами» (не путать с гроссмейстерами), и встает вопрос: не закрепить ли в собственности это их важное положение? Пусть будут большие и богатые фермеры с сотнями наемных работников. Но при этом развиваются и «кустари-одиночки с моторами». Без оных ферме­ров вообще быть не может. Как правило, конечно.
А теперь выясним, что нам нужно в будущем от нашего аграрного бизнеса? Какова степень нуждаемости в нем? И по деньгам, расходам, и по тенденциям изменений. Посмотрим, что происходит с белорус­ским «экономическим электоратом», теми, кто голосует на рышке своими кошельками.
В 2006 - 2008 гг. расходы на потребление различных групп това­ров и услуг менялись следующим образом.
Казалось бы, всего один год между этими показателями, результа­тами динамики покупок товаров и услуг 2006 г. и изменений потребле­ния белорусского экономического электората в первом квартале 2008 г. Но есть важные детали. Скажем, в количественном отношении автомобилей стали покупать несколько меньше, но стоимость еди­ницы иностранного импортного автомобиля выгросла до $6 тыс. А совсем недавно она была в 3 раза ниже.
Впрочем, графика процессов дает очень интересные результаты. Во-первыгх, заметен крен в сторону увеличения покупок непродоволь­ственных товаров. Во-вторыгх, темпы прироста импорта продоволь­ствия стали более высокими, что отражает ценовую ситуацию на миро- выгх рыгнках. По этой причине увеличиваются наши расходы на про­дукты питания. Нужно маневрировать в нишах мирового продоволь­ственного рышка. Делать это смелее и активнее. Пора снять таможен­ные ограничения, чтобы повысить конкуренцию между производите­лями и товарными группами. Этот вопрос перезрел.