"Затерянный мир": рецензия на главу "Где ты, поле Куликово?"

Опубликовано: 16.04.2012

Сегодня трудно представить, что Москва в XIV веке находилась на периферии
политической жизни и имела далеко не первостепенное значение. Но в ту пору о себе давала знать раздробленность, и сосуществование нескольких политических центров было обыденностью. Первое упоминание о Москве найдено в Ипатьевской летописи и относится к апрелю 1147 года. Естественно, что за двести лет в условиях постоянных междоусобиц и борьбы с внешними силами трудно стать главным политическим центром.

Автор выявляет проблематику такой важной исторической темы как Куликовская битва. Несомненно, что это событие не раз использовалось в целях пропаганды славы русского оружия и воли и превращалось в идеологический символ. Однако, оценка автора несколько негативна: несмотря на многочисленные вопросы и притянутые «за уши» факты, выявляются новые подробности, меняющие сложившееся веками мнение.

Литвин, безусловно, прав в том, что касается источников по Куликовской битве - их очень мало, многие из которых при изучении вызывают вопрос аутентичности. Каждый источник по-своему трактует количество участников Куликовской битвы. «Летописная повесть о Куликовской битве» говорит о ста тысячах участников; «Сказание о Мамаевом побоище» доводит до трехсот тысяч; Никоновская летопись – до четырехсот тысяч. Но, на данный момент ученые пришли к выводу, что количество участников не превышало пяти - десяти тысяч человек с каждой стороны, из которых погибло около половины.

Кроме того, была перерисована схема битвы. Вместо огромного поля сражения, протянувшегося на 10 км, была обозначена небольшая поляна, протяженностью около 2 км. Также были сделаны выводы, что битва длилась 15-20 минут, вместо летописных трех часов и это было кавалерийское сражение практически без участия пехоты.

Автор также прав, оценивая качество мобилизационного состава. В XIV веке средняя продолжительность жизни не превышала тридцати лет. Постоянные болезни, чума, плохое питание и медицина давали о себе знать. Возникает вопрос – почему известные нам ученые, философы, политические и военные деятели, художники и музыканты доживали до 50-70 лет и выше? Ответ прост. Они относились к другой социальной группе – не занимались физическим трудом, жили в несравнимо лучших условиях, лучше питались и одевались.

В главе говорится о различных предположениях и теориях касаемо Куликовской битвы и приводится теория Фоменко. Стоит напомнить, что Фоменко – математик, который всю жизнь преподавал математику и только последние лет двадцать начал изучать историю. Причем его предположения настолько сумасбродны, что ни к какому серьезному историческому исследованию их отнести нельзя. Даже если гипотетически предположить, что ряд догадок Фоменко имеют отношение к прошлому, то никто и никогда не признает альтернативную историю по одной причине – все существующие исследовательские институты, многотомные издания, звания профессоров и награды обесценятся и перестанут что-либо значить.

Также автор несколько негативно пишет о России и ее экспансионистских замашках на Белоруссию. В современных условиях у России другие цели и задачи, главная из которых - удержать целостность самого российского государства и подавлять сепаратистские настроения на периферии государства. А Белоруссия выступает лишь как стратегический партнер. Заметим, что после своей инаугурации Путин первым делом полетел в гости к Лукашенко, что о многом говорит.

В главе книги очень много говорится об использовании Россией пропагандистских методов, в частности, касающихся битвы под Оршей. Надо понимать, что пропаганда не может быть односторонней и каждому государству свойственна пропаганда своих успехов или выпячивание отдельных сторон. Сигизмунд I активно использовал победу в битве в пропагандистских целях после потери Смоленска и утраты своего авторитета в Европе. Победа эта была скорее стратегического характера, потому как было захвачено всего несколько отдельных городов близ Смоленска.

Затрагивается вопрос летоисчисления и календарей и хотелось бы уточнить, что до XV века Новый год отмечали 1 марта, до 1700 года – 1 сентября, а с 1700 года по сей день – с 31 декабря на 1 января.

Ответы на все эти вопросы до сих пор не даны либо даны точечно. Для полноценного изучения необходимо привлечение большого количества специалистов из всех наук – биологии, ботаники, физики, химии. Но самое важное – это стараться отбрасывать все политические и идеологические домыслы и объединяться на межгосударственном уровне ради изучения нашего общего прошлого.

Гаврилюк Дмитрий